Боголюбово – село в Суздальском районе Владимирской области – расположено в устье реки Нерли (при впадении Нерли в Клязьму), в 10 км к северо-востоку от Владимира. Это резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174г.). Поселение было основано в 1158 г. по распоряжению правителя.

Существует легенда о явлении Богоматери князю Андрею. По преданию, князь Андрей, сын великого князя Киевского Юрия Владимировича, после долгих просьб был наконец отпущен отцом на княжение в родной Суздаль. В качестве напутственного благословения князь дал сыну чудотворную икону из Вышгородского женского монастыря, образ Божией Матери, по преданию, написанный при жизни Пречистой Девы евангелистом Лукой. Приближаясь к Суздалю, князь решил сделать остановку для отдыха и подкрепления сил. Когда же он и его спутники хотели продолжить свой путь, то не смогли поднять чудотворную икону. Видя в этом событии наказание за грехи, князь Андрей обратился с молитвой к Господу. И вот глубокой ночью молящийся в шатре князь удостоен был чудесного видения: явилась Пречистая Дева и повелела на месте том соорудить храм во имя Рождества Ее и учредить обитель во имя Ее. Князь Андрей немедленно заложил на том месте церковь и, призвав искусных иконописцев, повелел им изобразить Божию Матерь в том виде, в каком Она ему явилась. Когда церковь была готова и освящена, князь постановил в память о чудесном явлении Божией Матери совершать ежегодно праздник 18 июля. Затем внес в церковь обе иконы: и принесенную из Вышгорода, впоследствии известную под именем Владимирской иконы Божией Матери, и вновь написанную. Эту последнюю назвал Боголюбовской иконою Божией Матери. Место, где явилась ему Пресвятая Дева, назвал Боголюбовом и сам начал прозываться Боголюбским. Потом близ новосозданной церкви и обители построил город Боголюбов и княжеский дом, который стал впоследствии любимым местом его пребывания. В древнее время резиденция князя Андрея Боголюбского была поделена на две части внутренней стеной. В южной части находился построенный в XII в. княжеский замок, где селился двор. А северная принадлежала челяди, слугам двора, ремесленникам. Спустя столетие замок перешел к Боголюбскому монастырю. Сейчас попасть в него можно через ворота, возведенные в 1841 г. В наши дни в Боголюбской обители размещаются два монастыря: мужской и женский. В 1177 г. Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия монголо-татар (30-е гг. XIII в.) были разрушены крепостные сооружения. В XVII-XIX вв. велось значительное монастырское строительство. После Октябрьской революции 1917 г. монастырь был закрыт. В 1992 г. иноческая жизнь была вновь возрождена. Лестничная башня и переход – часть белокаменного дворцового ансамбля, сооруженного в 1158-1165 гг. по заказу великого князя Андрея Боголюбского. Изначально ансамбль включал в себя Богородицкий Рождественский собор и княжеский дворец, соединенные между собой арочными переходами и башнями. Пережив в XII в. разорение со стороны рязанских, муромских и ростовских князей, в 1238 г. – нашествие хана Батыя, ряд перестроек в XVII-XIX вв., дворец сохранил до наших дней лишь нижнюю часть Лествичной башни и переход на хоры Рождественского собора. Переход состоит из двух частей: нижний этаж – сквозная арка – представляет собой четыре пилона с импостами в виде четвертого вала; второй этаж перехода – небольшое прямоугольное помещение, перекрытое полным парусным сводом. Отсюда на хоры ведет арочный проем двери. В северной стене – дверь, соединяющая переход со вторым этажом Лествичной башни. Снаружи восточный и западный фасады второго этажа украшены аркатурно-колончатым поясом. Над аркатурой идет полоса поребрика. К северной стене перехода примыкает Лествичная башня. В ее нижней части помещена узкая винтовая лестница, вьющаяся вокруг центрального столпа, крытая ползучим коробовым сводом и освещенная четырьмя щелевидными окнами с широким раструбом внутрь. Вход на лестницу – с восточной стороны. Переход в храм Рождества Богородицы и Лествичная башня сейчас объединены условно одним названием «Палаты Андрея Боголюбского». Это единственный и ценнейший памятник гражданской архитектуры XII в. – времен возведения на Руси первых княжеских палат. Во второй половине XIX в. Рождественский собор потерял церковную значимость. В это время главным храмом становится собор Боголюбской иконы Божией Матери (в Свято-Боголюбском монастыре), построенный в 1866 г. по проекту К. А. Тона (после революции в нем был склад для зерна). Ныне храм отреставрирован, возвращен епархии, является действующим: ежедневно здесь совершаются уставные богослужения и служится божественная литургия. Церковь Покрова на Нерли (1158 г.), белокаменный храм в полутора километрах от Богалюбова – выдающийся памятник зодчества владимирско-суздальской школы. Церковь освящена в чесгь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине ХII в. по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси. По легенде, содержащейся в «Житии Андрея Боголюбского», белый камень для строительства церкви был вывезен из покоренного князем булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и тем, что камень церкви Покрова отличается исключительной белизной (это наиболее высококачественный камень из всех белокаменных владимиро-суздальских храмов), а камень Волжской Булгарии имел серо-коричневый оттенок. Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволила противостоять подъему воды при разливах реки (до 3 м). От храма XII в. без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объем – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик и глава. Храм крестово-купольного типа, четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря удачно найденным пропорциям выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создаст дополнительное ощущение «высотности» интерьера. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трех фасадов храма – восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются также львы, птицы и женские маски. Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 г.). В настоящее время Палаты князя Андрея, собор Рождества Богородицы и церковь Покрова на Нерли входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Кроме того, Палаты князя Андрея и собор Рождества Богородицы внесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Ещё по теме:
Спасо-Евфимиев монастырь
Вологодский кремль
Стрельна
Псковский кремль
Шлиссельбургская крепость