Валаам является самым крупным островом (площадь 36 кв. км) архипелага, состоящего из более чем 50 островов в северо-западной части Ладожского озера в Карелии. Красота его суровых замшелых скал, вздымающихся над просторами Ладожского озера, могучих сосен и елей девственных лесов, а рядом с нетронутыми уголками природы — пышных садов и аллей лиственных деревьев, высаженных заботливыми руками иноков, никого не оставляет равнодушными. Название «Валаам» восходит, скорее всего, к финскому термину varama (высокая земля) или valo (свет, клятва). Православные иноки, по всей видимости, трансформировали это название, созвучное имени ветхозаветного пророка Валаама.
Природа на острове уникальна в связи с положением острова на Ладоге. Весна приходит в конце марта. Летом на Валааме солнечных дней на 30-35 больше, чем на материке. Удивительно поэтичны белые ночи, самая короткая из которых длится менее 4 часов. В это время на светлом небе четко прорисовываются темные контуры деревьев и колоколен, а гладь заливов подобна зеркалу. В сентябре остров расцвечен пылающими красками. В октябре наступает время штормов. Зима приходит в начале декабря. В середине февраля, когда лед становится прочным, налаживается автомобильное сообщение с Сортавалой.
На острове есть внутренние озера. Самые крупные из них соединены с Ладогой. На территории острова насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами. Остров покрыт в основном хвойными лесами (около 65 процентов — сосна).
У острова богатая история. В VII в. он принадлежал Новгороду, в начале XVII в. его заняли шведы (монастырь разрушен ими в 1611 г.). С начала XVIII в. Валаам вновь стал российской территорией. В 1715 г. монастырь был восстановлен. В 1918 г. остров захватили белофинны, и только в 1940 г. он возвратился в состав России. В 1965 г. получил статус природного заказника. В 1979 г. на Валааме создан музей-заповедник, который пользуется большой популярностью у многочисленных туристов.
История появления христианства на острове Валаам уходит своими корнями в далекое прошлое. По преданию, в I в. святой апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, прошел водным путем от Новгорода до Валаама, где разрушил языческие капища местных племен и воздвиг на диких скалах каменный крест.
Спустя 9 веков, еще до Крещения Руси, на Валаам пришли из «восточных стран» и первые иноки — преподобные Сергий и Герман — Валаамские чудотворцы, повторив путь апостола Андрея. Их трудами и молитвами было положено начало обители во имя Преображения Господня. Кто продолжил на Валааме монашескую жизнь непосредственно после преподобных Сергия и Германа — неизвестно. Бесспорно, в монастыре были игумен и братия. Для совершения богослужения был сооружен храм во имя Святой Троицы. О Валаамском монастыре знали уже в Новгороде, Пскове и в других городах.
В церковно-исторической науке не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. Отсутствует важнейший источник датировки — древнее житие преподобных Сергия и Германа. Архивные изыскания XIX-XX вв. опирались на косвенные данные, упоминания тех или иных событий из жизни монастыря в различных памятниках русской письменности. Ученые предполагают, что древняя монашеская жизнь на Валааме после XI в. могла прекратиться, а затем возобновиться на рубеже XIV-XV вв. Иноческая жизнь на острове в XVI в. была настолько активной, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь валаамскими иноками было основано двенадцать скитов, находившихся под управлением и духовным руководством валаамского игумена. Процветание Валаамского монастыря в XV-XVI вв. дало основание называть его честной и великой лаврой.
В 1371 г. валаамские иноки спасли шведского короля Магнуса II, выброшенного ладожскими водами на берег острова. Сильная буря в щепки разбила корабль, на котором он со своим войском решил предпринять очередной завоевательный поход на православные земли. В несчастии короля старцы увидели особый Промысл Божий, призвавший его в лоно Православной Церкви. Познав тщету земной жизни, он решил остаток своих дней посвятить Богу. Составив завещание и сменив царскую порфиру на простую одежду инока, принял великую схиму с именем Григорий. Через три дня после пострига король Магнус скончался. Валаамские старцы погребли схимонаха Григория на братском кладбище, где и теперь под густой сенью развесистых кленов видна его могила.
После разорения 1611 г. Валаамский монастырь более ста лет находился в запустении. Доклад о восстановлении Валаамского монастыря представил императору Петру I архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря иринарх. В 1715 г. последовал указ императора о возобновлении обители. В 1720 г. монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность. Число насельников росло, но в 1754 г. оплот православия постигли новые испытания: 3 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, после литургии начался пожар. Монастырь сгорел полностью. Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над Святыми вратами. 7 марта 1782 г. указом Санкт-Петербургской духовной консистории отец Назарий был определен строителем в Валаамский монастырь. С назначения его настоятелем началась новая эпоха в жизни обители. Старец Назарий составил план каменных монастырских зданий. К 1811 г. в валаамской обители деревянных зданий уже не было, строительство велось из кирпича.
Главным сооружением монастыря стал Спасо-Преображенский собор, построенный в 1887-1896 гг. авторами собора являются архитекторы А. Я. Силин и Г. И. Карпов. Это третье по счету здание Спасо-Преображенского собора в монастыре. Четырехугольный в плане собор имеет два этажа. Нижняя церковь освящена во имя Сергия И Германа, валаамских чудотворцев, здесь под спудом упокоены мощи святых угодников. Верхний храм освящен во имя Преображения Господня. Завершают собор пять глав.
С запада к Спасо-Преображенскому собору примыкает пятиярусная колокольня. Ее высота 72 м. Колокольня покрыта шатровой кровлей, которую венчает главка оригинальной формы на глухом восьмигранном барабане.
В 1917 г. монастырь оказался на территории Финляндии и тем самым избежал разорения большевиками. Зато финское руководство рассматривало оказавшийся на границе архипелаг как важный стратегический объект и начало здесь военное строительство. К тому же монастырь перешел в подчинение Финской Православной церкви, что привело к конфликтам: например, за отказ признать грегорианский календарь из монастыря были в 20-е гг. исключены 42 монаха, часть иноков отправилась в СССР.
В 1949 г. на острове был создан совхоз. В течение тридцати двух лет (1952-1984) здесь находился дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. В литературе советского периода можно найти пронзительные произведения, рассказывающие о судьбе страстотерпцев послевоенного времени.
Стремительно, буквально за несколько десятилетий, беспощадно было разрушено то, что создавалось веками. Монастырские здания, представляющие собой уникальный по архитектуре ансамбль, даже формально не состояли под государственной охраной. В Спасо-Преображенском соборе из-за конденсата и протечек кровли осыпалась живопись. В нижней церкви собора, где когда-то иноки и странники преклоняли колена пред мощами великих Валаамских подвижников, хранились овощи. В алтаре Успенской церкви открыли магазин. В Воскресенском скиту обосновалась туристическая база. К сожалению, гибла уникальная экосистема острова, созданная в течение столетий.
В 1965 г. на острове был организован природный заказник, который в 1979 г. был преобразован в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, в связи с чем некоторым зданиям был придан статус памятников (1971, 1985).
Конец 80-х гг. стал первым этапом в восстановлении обители, бывшей когда-то столпом православной веры на севере России. По инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (позже Патриарха Московского и всея Руси, священноигумена Валаамского монастыря Алексия II) 18 сентября 1989 г. Совет Министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты. В 1990 г. Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, то есть он перешел в непосредственное ведение священноигумена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Несмотря на свою занятость, Святейший Патриарх почти ежегодно отмечал день памяти преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев, торжественным богослужением в Спасо-Преображенском соборе.
В начале XX в. при Валаамском монастыре существовало тринадцать скитов. К настоящему времени восстановлены одиннадцать из них. Трудами насельников монастыря и энтузиастов многое из бесценного наследия удалось спасти. Живописные ландшафты Валаама уже в XIX веке привлекали многих художников, которые стали гордостью российского искусства.
Каждый уголок острова по своему великолепен. Дорога к Никольскому скиту проложена еще в конце XVIII в. Она проходит сначала по Валааму, затем по деревянным мосткам переходит с острова на остров, пересекая небольшие проливы. Никольский остров находится у самого выхода из Монастырской бухты, у ее северного окончания. Остров освоен монахами в XVIII в., тогда здесь стояли рыбацкие избы и деревянный поклонный крест. На месте креста выросла часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, покровителя в морях. В 1809 г. была построена каменная часовня, а в 1853 г. – церковь. В скиту жили двенадцать монахов, которые, кроме рыбной ловли, проводили таможенный досмотр прибывших богомольцев (на Валаам был запрещен провоз спиртных напитков и табака). На острове высажены сирень, пихты, клены, есть яблоневый сад и огород. В каждое дерево вложен огромный труд — ведь природные условия острова далеки от мягкого климата.
У пристани в южной части острова стоит гранитный Поклонный крест (1863) и небольшое деревянное здание таможни. Братия жила в двух келейных корпусах (1858, реставрация в 1988 г.). В одном из них находится домовая церковь во имя Иоанна Дамаскина. Никольская церковь расположилась на вершине небольшого холма. В 1983 г. она была отреставрирована.
Белый скит (скит Всех Святых) расположен в глубине острова Скитский (3 км от монастыря) и является самым большим, красивым и строгим скитом Валаама. Он возник в 1793 г. Первоначально на этом месте находилась деревянная церковь и келья, где, по преданию, жил Александр Свирский. Позже ветхие строения разобрали и на их месте построили скит Всех Святых. В 1846-1850 гг. была возведена двухэтажная каменная церковь. Территория скита окружена каменной стеной, по углам украшенной декоративными башенками. Недалеко от Белого скита, на мысу, находится Смоленский скит, от которого осталась одна-единственная Смоленская церковь, да и та, к сожалению, в аварийном состоянии.
Желтый (Гефсиманский) скит находится у Главной Монастырской дороги, в 5 км от монастыря. Этот скит появился на Валааме после того, как отец Маврикий привез из Иерусалима частицу Гроба Господня, после чего на карте Валаама появились библейские названия: Лещевое озеро стало Мертвым морем, протока, ведущая из него в Ладогу, получила название Иордан, а скалистая гряда у Малой Никоновской бухты стала горой Елеон, у подножья которой возник, соответственно, Гефсиманский сад.
Желтый скит, возведенный в 1906 г., уникален тем, что он полностью деревянный, а его постройки (церковь и жилой корпус в стиле «дерево под камень») созданы в едином стиле и цветовой гамме. От скита по извилистой тропе можно подняться к горе Елеон, на вершине которой стоит выполненная в том же стиле Вознесенская часовня — весьма неказистая, но прекрасно вписанная в ландшафт. Храм стоит на краю отвесной скалы, у подножья которой заканчивается Малая Никоновская бухта — узкая, но очень живописная, лезвием вдающаяся в берег острова Валаам. На берегу бухты, у подножья скалы, стоит каменный крест, который можно увидеть с дороги.
Красный (Воскресенский) скит расположен в 6,5 км от монастыря, над Большой Никоновской бухтой. Этот скит отличается размером, его красно кирпичные постройки были возведены в 1901-1906 гг. Воскресенская церковь двухэтажная, и в нижнем храме находится «кувуклия» – скальный грот, в котором хранится частица Гроба Господня.
Предтеченский скит на полностью изолированном острове Предтеченском, в 5 км от монастыря — один из самых строгих. В скиту находится деревянная церковь, перенесенная сюда из старой Ладоги (храм построили сами монахи в XVII в., в годы изгнания). Попасть в скит можно на теплоходе, который каждые два часа совершает получасовой рейс между Монастырской и Большой Никоновской бухтами.
Посетители — туристы и богомольцы — могут осмотреть скиты: Коневский (напротив Скитского острова, практически полностью разрушен и восстановлен), Александро-Свирский (на острове Святом к востоку от Валаама, ранее был известен деревянной церковью, сгоревшей в 1988 г.), Ильинский (на острове Лембос, соседнем со Святым) и Авраамиево-Ростовский (на Емельяновском острове у южной оконечности архипелага, разрушен). Ещё по теме: Спасо-Евфимиев монастырь
Боголюбово
Вологодский кремль
Стрельна
Псковский кремль