Прославленная обитель расположена на Соловках, находящихся в Белом море, всего в 160 км к югу от Полярного круга. По монасырскому преданию, в 1428 г. на карельском берегу Белого моря в поисках пустыннического жития появился уроженец Тотьмы преподобный Герман. В 1429 г. к нему присоединился некий инок Савватий, в 1396 г. принявший постриг в Кирилло-Белозерском монастыре и живший после того вначале в Валаамском монастыре, а затем «по указанию Божию», как повествуют хроники, направившийся к Белому морю. Вместе с Германом он поселился на Секирной горе (северо-западнее бухты Благополучия), построив там скит. С водружения деревянного креста на перешейке между Святым озером и бухтой Благополучия началась история заселения этого уголка Русского Севера.
После смерти Савватия в 1435 г. подвижнической деятельностью в этом крае вместе с Германом стал заниматься родившийся в Прионежье сын богатого новгородца Зосима. Вдвоем пустынники основали в 1436 г. общежительный монастырь – «дом Николы и Спаса» на Большом Соловецком острове. К концу 30-х гг. XVI в. монастырь официально признали духовные и светские власти Великого Новгорода и передали обители все побережье Белого моря и ряд островов Соловецкого архипелага.
Первые сооружения монастыря были деревянными. Каменное строительство, во многом определившее нынешний облик монастыря, развернулось во второй половине XVI в. при игумене Филиппе (впоследствии митрополите Московском). В 1552-1557 гг. – строится Успенская церковь с трапезной палатой, в 1558-1566 гг. грандиозный Спасо-Преображенский собор. С 1584 по 1598 г. под руководством монаха Трифона была возведена ограда с шестью башнями (еще две башни были сооружены в 1621 г.). В строительстве широко использовались необработанные валуны (иные весом до нескольких тонн).
Верхняя часть башен и стен и промежутки между валунами закладывались кирпичом. Строительство каменной ограды превратило монастырь в неприступную крепость. На территории монастыря ныне находятся надвратная Благовещенская церковь (1596-1601), колокольня (1777), Никольская церковь (1832-1834), церковь Филиппа (1797-1798), Троицкий собор (1856-1859), а также многочисленные хозяйственные и жилые постройки.
XX в. принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьской революции 1917 г. новая — богоборческая — власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. По решению советской власти монастырь был закрыт, а в 1923 г. превращен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 г.).
На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения — офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда политических противников, неугодных представителей творческой интеллигенции.
С начала 30-х гг. XX в. на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян — из России, Белоруссии, Украины. Здесь долгие годы томились Д. Лихачев и П. Флоренский. Это лишь два имени из сотни тысяч тех, кто претерпел здесь жестокие мучения.
Реставрация храмовых, хозяйственных и других сооружений Соловецкого монастыря была начата государственными учреждениями культуры в 1961 г. С 1974 г. Соловецкий монастырь является частью Государственного музея-заповедника, расположенного на Соловецких островах. Ведутся реставрационные работы.
В 90-х гг. XX в. в обители начала возрождаться иноческая жизнь. В августе 1992 г. монастырь Божиим соизволением вновь обрел мощи преподобных Соловецких чудотворцев.
В 1993 г. Соловецкий историко-культурный комплекс включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 1995 г. вошел в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Ещё по теме: Спасо-Евфимиев монастырь
Боголюбово
Вологодский кремль
Стрельна
Псковский кремль