Вологодский кремль – современное название бывшего двора вологодских архиереев – располагается в центральной, исторической, части Вологды и является историко-архитектурной доминантой города. В настоящее время в кремле размещаются экспозиции и фондохранилища Вологодского государственного музея-заповедника и Вологодской областной картинной галереи, проводятся различные культурно-массовые и просветительные мероприятия. Вологодский кремль начали возводить во второй половине 60-х гг. XVI в., при Иване IV Грозном. Планируемая территория была в 12 раз больше тогдашней территории Московского Кремля. Царь мыслил перенести сюда столицу, так как даже Александровская слобода казалась подозрительному правителю недостаточно укрепленной. Закладка каменной крепости проходила под непосредственным досмотром царя 28 апреля 1565 г., в день святых апостолов Насона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде – в народе Насон-город, известное по песням и преданиям. Крепостные стены должны были оградить (Насон- город) – новый городской центр, выбранный царем и не совпадавший с прежним центром города – Ленивой площадкой, находившейся несколько ниже по течению реки Вологды, на ее высоком правом берегу. Всеми градостроительными работами руководил один из выдающихся русских инженеров XVI в. Размысл Петров.
На протяжении 1565-1571 гг. Иван Грозный часто бывал в Вологде, наблюдая за сооружением крепости и каменного собора. Первоначально храм строился как Успенский – он и повторяет конструкцию Успенского собора Московского Кремля. По воле Ивана Грозного храм имеет одну довольно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем преимущественно на север. Вероятно, Иван IV хотел,чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде,хотя подобное расположение и противоречило традиции церковного строительства. Очевидно,царь предполагал основать здесь хорошо укрепленную личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, и кремль не был построен. Комплекс сооружений, который сегодня называется Вологодским кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга, у них нет единого стиля. Сама крепость до наших дней не сохранилась, но планировка повторяет расположение фортификационных сооружений. В центре кремля – Софийский собор (1568-1571), пятиглавый, построенный под личным контролем Ивана Грозного в том же архитектурном стиле, что и Успенский собор Московского Кремля. С отъездом царя все начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов внешне, но в нем не было ни отделки, ни внутреннего убранства. В таком виде собор простоял в течение 17 лет, и лишь при царе Федоре Иоанновиче приступили к завершению строительства. Причем отделка была выполнена не полностью: окончен был лишь южный придел, средняя же часть храма была достроена позднее. В 1587 г. преосвященный Антоний, епископ Вологодский и Великопермский, освятил придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вскоре был освящен и главный престол собора, нареченного Софийским. В 1685-1687 гг. ярославские мастера под руководством Дмитрия Плеханова создали стенную роспись храма. Рядом с собором – колокольня (1869-1870 гг., архитектор В. Н. Шильдкнехт) в эклектическом стиле, напоминающем псевдоготику. Сохранились колокола XVII-XIX вв. Южнее (дальше от реки) комплекс здании Архиерейского подворья: Надвратная Воздвиженская церковь (1687-1692), Архиерейские палаты, или Симоновский корпус, с церковью Рождества Христова (1667-1670), Экономский корпус (1657-1659), Гаврииловский корпус (конец XVII в.), Иринеевский корпус (начало XVIII в.) и палаты Иосифа Золотого (XVIII в.), названные так по именам архиепископов, при которых велось строительство. Подворье имеет вид крепости. Крепостная стена начинается от колокольни и заканчивается, почти замыкаясь, Воскресенским собором (1772-1776), построенным в стиле барокко. Сегодня в сооружениях кремля расположен Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Собрание его коллекций насчитывает свыше 400 тыс. единиц хранения: уникальные произведения древнерусской живописи, графики, древние рукописи, монеты, археологические материалы. Фонды музея представляют широкие возможности для издательской деятельности: каталогизации собрания, выпуска художественных альбомов, проспектов, рекламной продукции. Художественный отдел поражает уникальной коллекцией древнерусской живописи, лицевого и орнаментального шитья, серебряных дел мастеров XIV – XVIII вв., происходящую преимущественно из северорусских монастырей. Демонстрируются известнейшие произведения: «Святая Троица (Зырянская)» конца XIV в., содержащая единственный сохранившийся образец зырянской письменности, «Богоматерь Толгская (Подкубенская)» письма первой половины XIV в., плащаница 1662 г., серебряный посох XVIII в. работы великоустюжского мастера черневого дела Михаила Климшина. В отдельном зале экспонируются произведения вологодских кружевниц, традиционные изделия народных промыслов Русского Севера – северная чернь по серебру, плетение из бересты, роспись, резьба по дереву. Отделы природы и истории представляют флору, фауну региона, особенности исторического развития Вологодского края с древнейших времен до наших дней. Так что любители природы, дети с удовольствием знакомятся с экспонатами.


Ещё по теме:
Спасо-Евфимиев монастырь
Боголюбово
Стрельна
Псковский кремль
Шлиссельбургская крепость